АФИША КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ МУЗЫКА НОВОСТИ СТИЛИ АЛЬБОМЫ ФОТО

Контрабас в джазе

Контрабас (итал. contrabbasso или basso) — самый крупный  (почти двухметровый) и наиблее низкий по звучанию из смычковых струнных инструментов. Контрабас объединяет черты скрипичного семейства и семейства виол. Именно этот инструмент позволил открыть новые технические возможности интерпретации ритма и мелодии в джазе.


Исполнители

26 янв
JFC Jazz Club
Дмитрий Семенищев
27 янв
JFC Jazz Club
SPB Ramblers
Artem Ayvazyan Band
Avishai Cohen / Авишай Коэн
BanDeSpiel
Banda Classicoff
Big Blues Revival / БигБлюзРивайвл
Billy's Band
Chance-On Manouche / Шанс-Он Мануш
Charles Mingus / Чарльз Мингус
Charlie Haden / Чарли Хейден
Chicago Groove
Christian McBride
CoolGroove SmallBand
Dave Holland
Djangoband
Excite Jazz Band
Full Moon Jazz Band
Ibsen Band
Jazt4
Jazz Friends
Jazzaroo Band
Jazzberry
LRK TRIO
Lady Soul Band
Lars Danielsson / Ларс Даниэльссон
Marseille trio
Masala Quartet
Moscow Klezmer Band
Oili
Omer Avital
Paris Combo
Pavel Ovchinnikov Jazz Orchestra
Romani Jazz
Russel Hall
S.V.S. trio
SAKHRA
Shoobedoobe Jazz Band
Stanley Clarke
Straymonk
T-Trio
Tango Orchestra Misterioso
The BigBuddy Band
The Jivesouls
Uptown Jazz Band
Александр Бакунин
Александр Дзюба
Анатолий Кожаев
Андрей Дудченко
Андрей Иванов и Михаил Иванов
Антон Ревнюк
Арк Овруцкий
Артём Баскаков
Билли Новик
Валентин Лакодин и Cigar Hall
Виктор Шестак (басист)
Владимир Волков
Владимир Кольцов-Крутов
Владимир Черницын
Глеб Изотов
Григорий Воскобойник
Григорий Зайцев
Григорий Мальян
Группа Moscow City Jazz Band
Группа Moscow Trad Jazz Band
Дарья Чернакова
Дарья Шорр
Денис Шушков
Джаз Классик Трио / The Jazz Classic Trio
Джаз-бэнд Фёдора Кувайцева
Дмитрий Таранов
Игорь Иванушкин, контрабасист
Игорь Надеждин и группа Esh
Ираклий Долидзе
Квартет Григория Зайцева
Квартет Дмитрия Семенищева
Ленинградский диксиленд Олега Кувайцева
Макар Новиков
Марк Гайдар
Михаил Дмитриев
Ник Лазарев
Николай Ольшанский
Ольга Ступина
Оркестр Мишаняна и Ко
Павел Протасов
Папоротник
Роман Плотников
Сергей Васильев
Сергей Кондратьев
Сергей Корчагин
Сергей Хутас, контрабасист
Старый Добрый Dixieland
Татьяна Колосова и оркестр Бельвиль
Трио "Второе приближение"
Уральский диксиленд Игоря Бурко
Фёдор Фабер
Юрий Голубев

До 40-х годов вместо контрабаса использовалась труба. Но благодаря постепенному росту популярности инструмента, ему удалось занять лидирующие позиции в неблольших джазбэндах. В процессе исполнения джазовой музыки с использованием контрабаса чаще всего практикуется «пиццикатная» техника. Пиццикатный басс появился в 1911 году благодаря Биллу Джонсону. Этому событию способствовал один из неординарных случаев, произошедших во время концерта. Когда у исполнителя сломался смычок, дальнейшую игру он продолжил пальцами. В результате подобных действий слушателям открылось совершенно новое, интересное и непривычное звучание, издаваемое инструментом.

А благодаря Попсу Фостеру появилась новая техника звукоизвлечения, названная slap. В ее основе – пиццикато, во время которого необходимо правой рукой дергать струны с большей атакой. Подобная техника позволяет добиться мелодичного удара струн о гриф.  За счёт этих мощных «щелчков» контрабас успешно дополняет ритмическую секцию.

Выдающийся контрабасист ХХ столетия – Рэй Браун. Он был участником известного Трио Оскара Питерсона и умел играть по особенному: его музыка отличалась яркими импровизациями, была мелодичной с характерными чистыми интонациями.

В классической музыке басовая партия выполняет поддерживающую роль. Дело обстоит по-другому, если инструмент используется для джазового биг-бенда. Минимальный состав участников дает широкие возможности для сольного исполнения. При этом роль главного аккомпанемента всегда принадлежит контрабасисту. В джазовой музыке контрабас дает возможность построить гармонические басовые линии. Одним из ярких примеров является Walking Bass или «блуждающий» бас: восходящее и нисходящее движение, к которому добавляются различные проходящие звуки.

Сегодня технические возможности контрабаса существенно выросли. Этому способствовало появление современных, новых стилей, к которым относится соул, рок, фьюжн и фанк. Многие контрабасисты любят проводить технические и стилевые эксперименты. Наиболее известными исполнителями, использующими в своем творчестве контрабас и получившими признание поклонников, являются Avishai Cohen, Brian Bromberg, Stanley Clarke и другие.

Прежде чем предстать перед слушателями в современном виде, контрабасу пришлось пройти долгий путь развития. Сегодня любители джазовой музыки могут оценить исполнительские возможности этого инструмента. Нередко его используют в качестве аккомпанемента в ансамблях и оркестрах, а также для сольного исполнения.




Звёзды джаза