АФИША КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ МУЗЫКА НОВОСТИ СТИЛИ АЛЬБОМЫ ФОТО
Latino World music Авангард Блюз Мануш Мейнстрим Соул Фьюжн Свинг Босса-нова Фанк
A'cappella Cool jazz Smooth (soft) jazz Бибоп Госпел Даунтемпо Лаунж (Jazz Lounge) Модальный джаз Пост-боп Прогрессивный джаз Регтайм Хард-боп Эйсид-джаз Фри-джаз

Блюз

Одним из самых привлекательных для слушателей музыкальных жанров 20-го века по праву признан блюз – лаконичный, совершенный, способный в каждом пробудить эмоциональные переживания. Классическая очередность тоники, субдоминанты и доминанты – это сложившаяся за годы основа блюза. Те особенные оттенки блюза, что позволяли слышать в нем «крик измучанной негритянской души» ранним исследователям жанра, базируются на сочетании основных принципов африканской и европейской мелодик. Поэтому никого не удивляет возвращение к блюзу джазовых музыкантов, неизменно попадающих под очарование этого источника вдохновения.


Исполнители

Ранее многие джазовые критики были уверены, что блюз – это неотъемлемая часть джаза и один из его основных корней. В наши дни стало очевидно, что блюзовые традиции не имеют совпадений с джазовыми, хотя и пересекаются с ними. Блюз – это свои собственные исполнители (например, Мадди Уотерс, Би Би Кинг), которые джазом не имеют ничего общего. Это свои критики, почитатели и историки, знание и любовь к джазу для которых не является обязательным. Но, несмотря ни на что, у данных музыкальных жанров немало точек пересечения. Джаз, в какой-то степени – продолжение блюза, его «дитя», способное в процессе взросления влиять на своего «родителя». Современный и традиционный блюз – это разное исполнение, и большая часть новых направлений в нем – заслуга современных джазовых музыкантов.Блюзу, как и джазу двадцатых годов, был свойственен и резкий взлет, и падение. Вырвавшись из негритянских гетто, блюз «накрыл» собой всю нацию – и афроамериканцев, и существенную часть белых жителей Америки. Созданная Мэми Смит Crazy Blues проложила путь блюзу по Америке, хотя, несмотря на мощный шикарный голос, Мэми не была блюзовой певицей. С того момента и начался блюзовый «бум», который оставался «женским» до тридцатых годов.

В отличие от исполнителей-мужчин, попадавших на эстраду прямо из родных деревень, женщины были уже опытными артистками, очаровывавшими публику не только пением, но и танцами, игрой и пр. Выступления, как правило, происходили в кабаре и театрах, кроме того, они записывались на студиях и участвовали в шоу. Многие из блюзовых певиц получали за выступления весьма внушительные суммы. Наиболее популярными блюзовыми вокалистками на 1925-й год были Ма Рейни, Клара Смит и Бесси Смит. Охватившее страну блюзовое сумасшествие, в немалой степени, объяснялось свободой, чувственностью и даже фривольностью манеры исполнения блюза негритянскими исполнительницами, с которыми представители компаний грамзаписи уже практически без разбору подписывали контракты.

Джазмены 30-х годов также не отказывались от блюзов, но только в качестве составной части джазового репертуара, и дальнейшее воскрешение и развитие блюза стало неожиданностью для всех: блюз стал источником рока в 50-х годах.

Блюз позволил сберечь равновесие между европейской и африканской мелодикой. Поэтому никого не удивило слияние страйда и блюза – слившись в одно гармоничное целое, они образовали джазовый фортепианный стиль.